Орнамент является символом времени и посланием, передаваемым людьми из поколения в поколение. Каждая культура разрабатывает свои уникальные системы форм и символов и закладывает в них определенную смысловую нагрузку. Анализ этих мотивов позволяет понять многое о культуре того или иного народа.
Узоры ковра Изаят
Название выставки требует пояснения: Изаят Меджидова — потомственная дагестанская ковровщица, реставратор ковров и тканей, член союза художников РФ и союза дизайнеров РФ, директор Хивской ковровой фабрики, и на этой выставке подведен некий итог активной деятельности Изаят по возрождению ковроткачества Дагестана. Ковроделие является у народов Дагестана очень древним промыслом, имеющим богатые многовековые традиции. Мастерство и опыт в этом ремесле передавались по женской линии из поколения в поколение. Уникальные дагестанские ковры были известны и пользовались спросом далеко за пределами Дагестана. Однако в постперестроечное время искусство создания ковров в Дагестане пришло в упадок, многие технологии были утрачены. Изаят сделала целью своей жизни возрождение ковроделия в Дагестане.
Особенности орнаментального искусства Дагестана
Мастерицы умеют восстанавливать ткани, керамику, одежду, но чаще всего они придают новую жизнь старинным коврам. Благодаря их кропотливой работе знаменитые на весь мир дагестанские ковры возят на выставки по всему миру. Художницы признаются: за годы работы они раскрыли для себя все техники ковроплетения, которые веками существовали на территории Дагестана.
Тонкие нити | 336 | В самых разных концах света встречаются упоминания о чудесных работах дагестанских ковровщиц. |
327 | Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. | |
21 | Дагестанские ковры — это отдельный вид нестареющего самобытного искусства, дошедшего до нашего времени сквозь века. Ковры выполняли самые разные функции. |
В центре Дербента находится величественное здание армянской церкви Святого Всеспасителя, где сегодня расположен действующий Музей ковра и декоративно-прикладного искусства. Здесь представлена богатая коллекция ковров ручной работы. В музее можно полюбоваться уникальными предметами традиционных дагестанских промыслов, среди которых особое место занимают ковры. Наиболее известны из них южно-дагестанские ковры XIX века, которые по сложности рисунка, качеству плетения и другим показателям не уступают знаменитым персидским коврам. Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. Дагестанские ковры выполнялись преимущественно в двух техниках: с ворсом — такое производство было наиболее распространено на юге Дагестана; и гладкие двусторонние.